Аналитика


Пекин занялся Арктикой. Чем грозит России допуск Китая к развитию Севморпути
Экономика | Ямало-Ненецкий АО | Уральский ФО | В России | За рубежом

Визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву стал главным политическим событием этой недели. В ходе встречи китайского лидера с президентом России прозвучал ряд важных заявлений, отражающих перспективы дальнейшего российско-китайского сотрудничества. Одно из них касалось совместного развития Северного морского пути (СМП). Владимир Путин заявил о готовности создать совместный рабочий орган по развитию Севморпути. Несмотря на то, что СМП изначально создавался как один из главных транспортных коридоров между Европой и Азией, ряд экспертов высказывают опасения, что китайская навигация по СМП несет угрозу интересам России. Действительно ли существует риск, что Китай вытеснит Россию с арктических маршрутов, — читайте в материале Накануне.RU.

Борьба за Арктику и третий игрок

Арктика в контексте мировой ситуации представляет огромную не только стратегическую, но и экономическую важность, что делает ее объектом интереса влиятельнейших стран. Согласно данным геологической службы США, в арктическом регионе сосредоточено не менее 13% мировых запасов нефти, 30% природного газа, а также залежи золота, алмазов, меди, никеля, угля и многих других ресурсов, из которых не менее половины находятся на территории России.

Размер только разведанных газовых месторождений превышает 1 трлн кубометров. Потому нет ничего удивительного в том, что за освоение арктического региона идет жесткая борьба, в которой, по данным издания Politico, США безнадежно проигрывают и в части освоения ресурсов, и в части строительства ледоколов.

Северный морской путь, Сабетта, танкеры, Ямал-СПГ(2018)|Фото: Правительство ЯНАО

Включение третьего игрока ряд экспертов встретили настороженно. В telegram-канале "Капитан Арктика" отмечается, что если кто и вытянет транзит по СМП в современных условиях, то это Китай, однако это может привести к разрушению российской монополии на освоение арктического региона.

"Открывая дискуссию о "совместном развитии" СМП, мы сами предлагаем китайцам заход на будущий кондоминиум над нашим арктическим сектором. Даже если это до конца не отрефлексировано, то это по факту именно так. Что произойдет со временем? Закрепление КНР на СМП сформирует объективную вовлеченность Пекина в нашу арктическую повестку, институализирует его роль в нашей системе принятия решений по СМП. А это значит, что Россия будет рано или поздно вынуждена признать китайское право на присутствие в высоких широтах, причем не где-то, а у нас", — говорится в сообщении.

В настоящий момент Китай сложно назвать "арктическим гегемоном", хотя Поднебесная и предпринимает определенные шаги в этом направлении. В частности, ведется работа по созданию собственного ледокольного флота. Согласно информации из открытых источников, первый ледокол в распоряжении КНР — исследовательское судно ледового класса, которое сейчас называется "Сюэлун" ("Снежный дракон") — было приобретено в 1994 году на Херсонском судостроительном заводе. Летом 2012 года "Снежный дракон" проплыл по Севморпути из порта Циндао в Исландию. Осенью 2018 года на воду был спущен первый ледокол, сделанный в самом Китае, — "Сюэлун-2".

китайский ледокол "Сюэлун"(2017)|Фото: m.cnss.com.cn

По мнению аналитика Финансового университета Игоря Юшкова, Китай не планирует коммерчески конкурировать с Россией по услугам проводки судов по СМП и ледоколы строит для экспедиций, а не для того, чтобы выдавить Россию с арктических маршрутов. "Громко сказано, что у нас есть какая-то монополия, потому что мы, наоборот, пытаемся кого-то туда затащить. В настоящий момент те объемы, которые идут транзитом через СМП, по сравнению с любыми другими маршрутами, что идут вокруг Африки, через Суэцкий канал, обгоняют Арктику", — заявил эксперт.

Именно поэтому Россия строит атомные ледоколы, обновляет инфраструктуру СМП, запускает спутники, чтобы узнать ледовую обстановку. Кроме того, с точки зрения международного права, судоходство запретить невозможно. Но как прибрежное государство Россия обеспечивает его безопасность. Другие страны обязаны запрашивать разрешение на проход по СМП, но формально пройти они могут.

Бойся китайской угрозы?

По мнению ведущего эксперта Центра изучения ШОС и АТ Хабаровского государственного университета экономики и права Александра Вороненко, китайское присутствие на СМП означает его оживление, развитие, и освоение СМП, помимо прочего, будет способствовать социально-экономическому развитию арктической зоны РФ, а это одна из заявленных стратегических целей Правительства РФ. Поэтому, по мнению эксперта, СМП — это не вопрос конфронтации между Россией и Китаем, а вопрос взаимовыгодного сотрудничества.

Более осторожен в оценках российско-китайского сотрудничества экономист Василий Колташов. Он отметил, что каких-либо проблем в том, что суда под китайским флагом будут находиться в наших широтах, нет, если это будет совместная деятельность, контролируемая российскими властями. "С другой стороны, сами опасения являются признаком здоровой общественной реакции и логичной настороженности по поводу того, что мы в своей экономической стратегии должны постараться не превратиться в периферию Китая. Такой риск есть", — полагает Колташов.

Он отмечает, что старая китайская стратегия в отношении государств евразийского континента предполагала, что эти страны либо являются для Китая рынками сбыта, как страны ЕС, либо периферией, и этот подход не изжит у Поднебесной до конца. Потому симбиоз между нашими государствами возможен, но он предполагает осторожность с нашей стороны.

Коллаж, газ, газопровод, рубли(2022)|Фото: Накануне.RU

Газовый вопрос

На фоне заинтересованности Китая в развитии Северного морского пути, кажется странным тот факт, что визит в Москву председателя КНР Си Цзиньпина завершился без ключевого решения, которого много лет ждут в Кремле, а именно, без подписания нового контракта на покупку российского газа и строительство трубы "Сила Сибири-2". Контракт отчаянно нужен "Газпрому", у которого существенно просели доходы после схлопывания европейского рынка.

По мнению Игоря Юшкова, отказ от подписания контракта, при заинтересованности Китая в развитии Севморпути, основным грузом которого является сжиженный природный газ (СПГ), связан с двумя факторами. Первый — Китаю не нужен такой объем трубопроводного газа, тогда как СПГ — это гораздо меньшие объемы, Китай может их перепродавать, если они ему не нужны на внутреннем рынке, что он в 2022 году периодически делал во время локдаунов. Перенаправить же газ по газопроводу куда-то еще довольно сложно. И там действует система "бери и плати", то есть, даже если не берешь весь объем газа, 80% все равно должен оплачивать.

Второй фактор — Китай добивается еще более выгодных условий от "Газпрома" и не стремится увеличивать свою зависимость от одного поставщика.

"Ему нужен этот газ, есть доля на рынке для этого газа, но Китай — жесткий переговорщик, и в этом плане пытается продавить "Газпром" по выгодным для себя ценам. Китай считает, что чем хуже дела у "Газпрома" в Европе, тем более сговорчивым он будет по поставкам в Китай", — отметил Игорь Юшков.



Ксения Теплякова